Введение в
термодинамику сложных систем
Электрогенераторы
В зависимости от типа двигателя,
электрогенераторы делятся на дизельные, бензиновые и газовые. Для начала,
скажем пару слов о бензиновых и дизельных генераторах.
Бензиновые генераторы были задуманные как предельно
мобильные устройства. Силовая установка бензогенератора – двухтактный мотор,
работающий на смеси бензина с маслом. Моторесурс таких генераторов не превышает
1000 часов при времени непрерывной работы не более 2–4 часов в день.
Среди всех типов генераторов
бензиновые выдают самую низкую мощность, поэтому применяются в основном в тех
районах, где часто отключают электроэнергию. Данные агрегаты способны питать
сразу несколько маломощных электрических устройств, но непродолжительное время.
Их основным плюсом является удобство использования в походах благодаря
доступности бензина. Минус бензогенераторов - высокая стоимость топлива.
Более мощные, стационарные
бензогенераторы с четырехтактным двигателем, проигрывают дизельным агрегатам,
более популярным в настоящее время.
Дизельные генераторы могут служить в качестве постоянного
или резервного источника электроэнергии, в зависимости от выходной мощности
агрегата. Основное преимущество устройств данного типа - дешевизна дизельного
топлива по сравнению с бензином, а также довольно длительный моторесурс. Кроме
того, разнообразие выпускаемых моделей позволяет выбрать агрегат, наиболее
подходящий для покупателя. Главные недостатки дизельгенераторов – повышенный
уровень шума и вибрации (по сравнению с бензиновыми и газовыми), а также
недостаточная экологическая безопасность двигателя.
Постепенно область интересов рынка
смещается в сторону газовых электрогенераторов, отвечающих экологическим и
эксплуатационным требованиям сегодняшнего дня. Газовые двигатели внутреннего
сгорания работают по классическому четырехтактному циклу, в котором важную роль
играет степень сжатия топливной смеси (чем сильнее можно сжать топливо без
возникновения детонации, тем больше мощность двигателя). Среднее октановое
число газовых смесей — 102–105 — недостижимо для многих марок бензина.
Газовые двигатели устойчиво работают
на обедненных смесях без возникновения детонации. Такие режимы позволяют сильно
сократить выброс продуктов сгорания и сделать двигатель гораздо чище и тише, в
том числе – по уровню вибрации.
Большой разброс выдаваемой мощности
позволяет говорить об универсальности данных устройств, а тот факт, что они
работают на самом дешевом и экологичном виде топлива - об экономичности и
безопасности. Кроме того, газогенераторы обладают самым большим ресурсом
благодаря минимальному воздействию газа и продуктов его горения на детали
агрегата, а также стоимостью, сопоставимой с аналогичными устройствами.
Современные газовые двигатели
снабжаются электронной системой подачи, автоматически регулирующей состав
топливной смеси в зависимости от нагрузки. Кстати, именно такая гибкость работы
газовых моторов объясняет, почему ресурс автомобилей на газе в полтора-два раза
выше их дизельных и бензиновых собратьев. При сгорании газа образуется меньше
твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней
двигателя. Кроме того, масляная пленка дольше держится на металлических
поверхностях, так как ее не смывает жидкое топливо. И, наконец, газ не вызывает
коррозию металла.
Традиционным двигателям, бензиновому и
дизельному, присущи весьма токсичные выбросы, включая соединения свинца и
сернистый газ. Последний, при высоких температурах и повышенной влажности,
склонен к реакции образования паров сернистой и серной кислот, весьма
агрессивного агента, крайне нежелательного в любых обстоятельствах. Газовые
лишены этого недостатка.
Любые двигатели внутреннего сгорания
(ДВС) выбрасывают в атмосферу примерно одинаковое количество углеводородов. Но
если у бензиновых и дизельных моторов в выхлопах преобладают легко окисляющиеся
этил и этилен (именно окисленные углеводороды оказывают самое сильное
токсическое и канцерогенное влияние), газовый двигатель выбрасывает метан,
который из всех предельных углеводородов наиболее устойчив к окислению.
Электрогенераторы, построенные на базе
современных газопоршневых двигателей, принципиально не отличаются от
традиционных систем (за исключением силовой установки) и состоят из двигателя,
альтернатора (электрогенератора) и технологической обвязки — узлов управления и
обслуживания. Возможность гибкой стабильной работы газовых ДВС позволяет
применять генераторы любого типа, руководствуясь, прежде всего, запросами
потребителя, а не техническими параметрами конструкции. Так, в широкой гамме
газовых генераторов присутствуют модели как с синхронными, так и с асинхронными
альтернаторами, одно- и трехфазные. Кроме того, современные модели оснащаются
стабилизаторами выходного тока, обеспечивающими самое высокое качество
электроэнергии, и микропроцессорными узлами автоматического управления,
мониторинга и контроля работы двигателя.
Газогенераторы могут комплектоваться
блоками автоматического запуска: если возникает необходимость в дублировании
сети питания (например, при частых перебоях в напряжении), газогенератор
включается автоматически. Отслеживая изменения параметров напряжения,
автоматика отключает генератор при возвращении их в норму.
КПД газовых генераторов может быть
существенно повышен за счет утилизации тепла газовых двигателей. Эта технология
— когенерация — процесс производства одновременно и электроэнергии и тепла при
сжигании топлива, в последние годы приобретает все более широкую популярность.